Институт наук о Земле
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Институт наук о Земле
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
26.07.2023

Из истории легендарной геологической практики в Крыму

Студенты групп 08002205 и 08002206 прошли свою геологическую практику на базе МГРИ в Крыму и делятся впечатлeниями.

При подготовке горных инженеров и инженеров-геологов ведущую роль играют учебные практики. Будущие геологи, гидрогеологи, маркшейдера, горняки – обязательно должны проходить геологическую практику «в поле». Площадки проведения практики могут быть разными, но одним из лучших полигонов является Крым: на сравнительно небольшой площади, со средним по сложности тектоническим сложением в междуречье Альмы и Качи, расположены многочисленные и разнообразные геологические объекты, имеющие международную значимость, выделяются вулканические и интрузивные комплексы, широко варьируют геоморфологические элементы рельефа, ведется добыча ряда полезных ископаемых. В значительной степени по разрезам этой местности российскими геологами разрабатывалась стратиграфическая шкала палеогена. Другими словами, Крым – это геологический музей под открытым небом.

Первая геологическая практика студентов НИУ БелГУ в Крыму, продолжительностью две недели, проведена в августе 2004 года под руководством выпускника МГРИ, старшего преподавателя кафедры географии и геологии С.С. Мининга, а также профессора С.В. Сергеева (рис. 1).

 

Рис. 1. Студенты БелГУ и руководители практики. Учебная база МГРИ, 2004 год

 

Учебная практика с 2004 по 2009 год включительно проводилась всегда в августе параллельно со студентами-экологами МГРИ. С 2007 по 2009 годы практика проводилась в течение трех недель. В связи с этим, появилась возможность помимо основных маршрутов с преподавателем, для студентов организовывать проведение самостоятельного маршрута, выездной экскурсии в одну из карстовых пещер Горного Крыма, а также увеличить камеральный период для написания отчета.

В 2009 году, в период прохождения преподавательских маршрутов, были подведены итоги проведения учебной геологической практики БелГУ, а в связи с тем, что ежегодный контингент студентов БелГУ небольшой, то со стороны преподавателей МГРИ поступило предложение начиная с 2010 года проводить учебную геологическую практику в единые сроки одновременно с малой практикой студентов-геофизиков МГРИ в течение четырех недель.

Прохождение практики со студентами МГРИ несомненно в разы повысило ее качество. Бригады студентов БелГУ включены в общий учебный график практики. Для всех студенческих бригад одновременно проводились, в соответствии с разработанным заранее графиком, полевые маршруты (в том числе не менее 3-4 самостоятельных), выездные экскурсии (рис. 2), камеральные и выходные дни, лекции, занятия в петрографическом кабинете и кабинете дешифрирования аэрофотоснимков.

Организовывались совместные комиссии преподавателей для проведения коллоквиума, промежуточного зачета (защита полевых материалов), защиты отчета. Учитывая специализацию студентов-геологов, с 2012 года преподавателями БелГУ разработано два специальных гидрогеологических маршрута, предусматривающих изучение особенностей формирования подземных вод района практики, обследование источников подземных вод, водопроявлений и поверхностных водных объектов. Гидрогеологические маршруты, начиная с 2013 года, постоянно включаются в учебный график практики. Итоги полевых наблюдений отражаются на гидрогеологической карте и в соответствующей главе бригадного отчета.

 

Рис. 2. Лекция о геологическом строении Горного Крыма, Чатыр-Даг, 2010 год

 

С 2014 года вместе со студентами-гидрогеологами в Крым на геологическую практику стали выезжать студенты-горняки специализации Маркшейдерское дело и Физические процессы горного производства, где они наравне со студентами-гидрогеологами стали приобретать практические умения и навыки полевых геологических наблюдений и методики их камеральной обработки. Помимо основных геологических маршрутов, студенты подробно изучают все месторождения района практики осадочного и магматического генезиса. Изучают геолого-структурные особенности месторождений, а также системы разработки. Проводят расчеты объемов горных работ. По итогам практики составляют бригадные отчеты, которые помимо пояснительной записки, включают геологическую карту и карту полезных ископаемых, стратиграфическую колонку, тектоническую карту, геоморфологическую и гидрогеологическую карты.

 

Рис. 3. Студенты в геологическом маршруте в районе г. Бахчисарай. 2023 год

 

Таким образом, учебная полевая геологическая практика в Крыму имеет незаменимое значение в подготовке студентов как геологических, так и горных специальностей. Она призвана закрепить знания, полученные студентами в теоретических курсах, и в процессе полевых занятий приобрести навыки их практического применения.

И конечно, любая практика – это очередной этап взросления, период закалки собственного характера, один из лучших моментов молодости, в котором рождаются легенды и байки своего поколения, поднимающие настроение каждый раз, как всплывают в памяти.